Команда EARth приняла участие в международной летней школе WIN

Команда международного проекта "European Agenda on Nature-Based Solutions and Re-Naturing Cities for Russia" / EARth, который 2-ой год реализуется ПсковГУ (доцент кафедры ботаники и экологии растений Ольга Викторовна Лихачева, доцент кафедры географии Татьяна Владимировна Васильева, а также сотрудники вузов партнеров - Эстонского университета естественных наук: зав. кафедрой охраны окружающей среды и ландшафтного планирования Калев Сепп, ведущий научный сотрудник каф. охраны окружающей среды и ландшафтного планирования Антон Дмитриевич Шкарубо, Санкт-Петербургского гос. унивесритета: научный сотрудник каф. экологической безопасности и устойчивого развития регионов Виктор Витальевич Киреев, Центрально-Европейского университета: аспирант каф. наук об окуражющей среде и политики Аттила Катона) приняли участие в Международной летней школе “Инновации в управлении водными ресурсами: политика, менеджмент, исследования” (“WIN! Water Innovations: Policy, Management, Research”), которая состоялась в период со 2 по 23 августа 2019 года в Эстонском университете естественных наук (г. Тарту, Эстония) - одного из партнеров проекта EARth. Участники команды EARth принимали участие в качестве организаторов и со-организаторов школы, преподавателей и слушателей.

Летняя школа WIN представла собой яркую смесь интерактивных сессий, учебных полевых экскурсий и групповой работы в уникальной обстановке, предназначенной для того, чтобы дать участникам практический опыт проектной работы и исследований. Фокусом школы послужили проблемы водных, водно-болотных и прибрежных экосистем и их устойчивого использования, а также новые и инновационные подходы и методологии в управлении и исследовании данных территорий.

Первый день школы ввел участников, а их было более 40 из 12 стран мира (Украины, Беларуси, Вьетнама, Монголии, Германии, Эстонии, Венгрии, России и др.) в проблемы устойчивости водных ресурсов, современного состояния науки, политики и управления в области водных ресурсов.

Приветственное слово директора института Приветствие К. Сеппа, зав. кафедрой  

Следующая часть школы была посвящена теоретическим вопросам и включала такие блоки, как: водно-болотные угодья, реки и поймы, управление морскими прибрежными территориями и малыми островами, городские дренажные системы. В каждом тематическом блоке состоялись обучающие занятия (лекции и семинары) по науке, менеджменту, политике и методологии исследований, экскурсии, а также групповые задания и небольшие исследования. В ходе групповой работы участники разрабатывали и представляли предложения для практического решения реальной проблемы, отражающие их опыт и результаты теоретического обучения на летней школе.

 Семинарское интерактивное занятие  Групповая работа на семинаре  

В ходе групповой работы О.В. Лихачева (совместно с участниками школы из Монголии, Вьетнама, Германии и Беларуси) принимала участие в разработке концепции развития устойчивой дренажной системы и повышения аттрактивности парка Виимси (муниципалитет Виимси) для местных жителей и туристов. Во время полевых исследований участники посетили парк и его окрестности, провели интервью с местными жителями и посетителями парка, разработали предложения по совершенствованию существующей дренажной системы, предложили разные типы природно-обоснованных решений для сбора дождевых и талых вод, а также развития инфраструктуры парка.

Обследование парка Вимси  Участники летней школы  

Т.В. Васильева (совместно с участниками из Вьетнами, Украины, Германии) разрабатывала план управления болотным массивом в группе «Реконструкция водно-болотных угодий», провела исследования на нескольких водно-болотных территориях Эстонии: Meenikunno nature reserve, Endla nature reserve, Mannikjarve, Laiuse abandoned peat extraction site, Kaiu lakes and wetland, Alam-Pedja nature reserve, Ess-soo abandoned peat extraction site. Во время полевых исследований участники летней школы познакомились с видовым разнообразием охраняемых территорий, изучили опыт реконструкции болотных сообществ, на которых ранее велась выработка торфа, рассмотрели разные стадии развития водно-болотных угодий, подвергнутых антропогенному воздействию. На основе полученных данных группа разработала проект для учебной территории, в котором предложила способы восстановления и развития болотного массива.

Обследование болотных экосистем   Обследование болотных экосистем

Помимо занятий и исследовательской групповой работы в программу школы входили учебные экскурсии. Участники школы побывали в Национальном парке «Лахемаа», где прошли по экологической тропе, посетили участок восстанавливаемого болота и познакомились с инфраструктурой национального парка, а также совершили водную прогулку по реке Эмайыги, познакомились с землепользованием на ее берегах и прибрежными экосистемами.

Экскурсия в национальном парке "Лахемаа" Экскурсия в национальном парке "Лахемаа"
Водная экскурсия Водная экскурсия

Летняя школа завершилать представлением отчетов и постеров, подготовленных по результатам исследований.

Защита проектов Защита проектов  

Участники получили сертификаты об освоении курса (3 ECTS).

Вручение сертификатов Награждение

Летняя школа стала ценным опытом для всех участников. Полученные опыт и материалы будут использованы в текущем учебном году при подготовке учебных материалов для модуля, реализуемого в ПсковГУ в рамках проекта EARTh.

Мы провели незабываемое время в Эстонии! Хочется выразить благодарность организаторам школы, всем преподавателям – сотрудникам Эстонского университета естественных наук, Тартуского университета, Университета Латвии, Центрально-Европейского университета, BOKU!!!

Деканат ЕГФ